На коробке с FFXIII стоит писать предупреждение для большинства олдскульныхных геймеров "Осторожно, способствует развитию синдрома Туретта".
Иногда в сети приходится натыкаться на подобные высказывания:
1) - Поиграй в игру N. Там такая графика!
- Да, графика прикольная, но сюжет полное г.
- я знаю, но какая... ГРАФИКА!
2) - Игра, конечно, никакая, но там такая миленькая N, что я оценил игру на балл выше.
Как-то так тринадцатая и появилась.
Читал про нее очень много негативных отзывов, сам плевался после синематика, но пара персонажей понравилась настолько, что решил поиграть. И вот по мере прохождения эмоции постоянно менялись от "ну, на троечку с натяжкой" до "что это за х".
Вообще хотелось непредвзято посмотреть на игру, думалось, что может быть геймеры сгущают краски, может быть отрицательные отзывы тех, к чьему мнению прислушиваются, создали эффект толпы, где уже никто ни о чем не задумывается, зато радостно плюются на продукт. И действительно, с XIII и правда не все так плохо, но только в сравнении с XIII-2.
Сквер не стал долго заморачиваться. Вспомнил фанатские стоны о желании переделки FF7 для третьей сони, вспомнил успех главного героя и пошел проторенной дорогой.
Все старо как первый фильм братьев Люмьер "Прибытие поезда". Суровая девица со знакомым лицом расшвыривает первых врагов - солдат, и бежит куда-то дальше. Кого не хватает? Негра. Чтобы оттенить серьезность и важность главной героини, негр сильно худеет в размерах, перестает сыпать отборной руганью и превращается в милое безобидное недоразумение. Оно бегает следом за собранной девицей и просит его подождать.
А вот и первый босс. Он похож на скорпиона? Черт побери, где я это уже видел? Еще там повстанцы есть, да? Стратегию обсуждали... дайте догадаюсь - в баре?
Несмотря на все недоумение, в первый день просидел за ней часов шесть. За который прошел ну... где-то половину сюжета или чуть меньше. Играл не по причине увлекательности, а потому что никак не мог понять механику процесса. Вот на меня нападают, вот от одного моего удара случается стаггер - заполняется линейка урона врагу, итак, противник в неадеквате, я его быстро забиваю и получаю свои пять звездочек за отличную работу. Как я это сделал? Один раз ткнул до стаггера, махнул еще пару раз и сразу получил отлично?
Все те эти часы я ни разу не менял профессии и не думал над стратегией боя.
Букв много, возможны спойлеры
У каждого из героев по мере сюжета открываются новые профессии, по три на каждого.
Commando - физическая атака, Ravager - черный маг, Sentinel - живой щит, Saboteur - накладывает плохие статусы, Synergist - на своих хорошие, Medic - лечит.
Были рядовые, были боссы, все битвы проходили то быстро, то долго, но методом нажатия на одну кнопку я получал пять звезд. Как я это делаю?
Как-то недосмотрел и один боец отключился во время битвы. Подлечить решил после, захожу в меню, а там он - живой и здоровый. Когда только начал играть, беспокоился, что бои слишком частые и надо как-то пополнять MP и HP после битвы. А никак, все восстанавливается само. MP нет, так что кастуй сколько хочешь, только за использования абилити и эйдолонов тратятся TP, но пригождаются они редко.
Постепенно сюжет раскручивается и на сцену выходят все персонажи:
Лайтнинг - Клауд с вагиной(с). Бывший солдат, во главу интересов ставит только личные тараканы и спасение младшей сестренки.
Несколько лет назад, когда вышли первые трейлеры, она мне понравилась. Ну и что, что на кого-то еще похожа, работу вон качественно делает, спокойно. Ну забыл я на тот момент, что японцы понимают взрослость очень по-своему. У них это укладывается в незатейливое сочетание угрюмости и хамства. Ладно, у того, от кого позаимствовали лицо, хотя бы обоснуй для отмороженности был, а тут чего? Попытка казаться невозмутимой и уравновешенной моментально проваливается, когда Лайтнинг выводят из себя. В таком случае она бьет раздражающий объект. Ладошкой. Солдат, который должен или абстрагироваться от всех помех или устранять их путем вырубания источника, бьет ладошкой по лицу?
Перемещается в бою, только делая сальто. Раньше я подобное наблюдал только у Зидана и то в победной стойке. Но Зидан от Дарвина произошел, а эта - от Клауда.
Постепенно овладевает профессиями Commando, Ravager, Medic.
Имею необоснованное подозрение, что последняя профессия добавилась в результате переработки сюжета, когда разработчики вдруг решили недолго погонять вместе Фанг и Лайтнинг. До этого рядом с главной героиней большую часть времени находится карманный рыцарь Хоуп, который как раз и юзает белую магию.
Сноу - командир повстанцев и по совместительству ухажер младшей сестренки Лайтнинг. В меру умный, на здоровье не жалуется. По ходу игры ему открываются профессии Commando, Ravager, Sentinel.
Мне нравится его отношение к любимой девушке, импонирует умение сдерживать негативные эмоции, если перед ним герой слабее его. Это наглядно демонстрируется в ролике, где Ванилла признается в своей причастности к фокусу Серы.
Фанг - амазонка, главный приоритет - защита Ваниллы. Профессии: Commando, Sentinel, Saboteur. Лучший саботер! За один ход ставила такую линейку статусов, какую ее подружка не могла даже со специально предназначенным для этого оружием. Имхо, являет собой идеальный баланс женственности и силы. Когда надо - защитит, когда придется - на заднем сидении мотоцикла доедет. Короткий момент диалога между ней и Ригди дает понять, что этот силовик отнюдь не мужик в юбке. У Сквера уже получалось создать красивую воительницу - Беатрис (FFIX) и крайне радует, что удалось еще раз. Не оставляют смутные подозрения, что получилось чисто случайно, но может быть я просто придираюсь.
Ванилла - альтернативно одаренный довесок Фанг (Ravager, Medic, Saboteur).
Садж - видимо, должен быть эдаким недоразумением, а получился одним из немногих вменяемых персонажей. Вляпался в историю, чтобы выручить маленького сына. (Commando, Synergist, Ravager)
Хоуп - унылый подросток, больше половины игры обвинявший Сноу во всех своих бедах. Впоследствии адеквата добавляется. (Commando, Synergist, Medic).
и вот ожидаешь
от сюжета: что теперь перед тобой будут постепенно раскрывать внутренний мир героев, за время похода они что-то поймут и откроют в себе что-то новое. И что для этого не потребуется утомительной рефлексии, а как в старых частях, парой штрихов нарисутеся весь портрет.
Ничего подобного не случится: все останутся такими, какими были с самого начала. С лучшей стороны проявят себя Садж и Хоуп. Это все.
А есть еще несколько второстепенных героев, которые все-таки вплетены в сюжет и запоминаются игравшим, но не столько характером, потому что его никто не удосужился прописать, а в первую очередь фансервисной внешностью: Рош, Сид, Джилл.
То, что они не только выступают обоями на заднем плане, но и имеют мотивы для своих поступков, вы узнаете исключительно из рассказа-приложения к игре. Из того же приложения узнаете больше и о главных действующих лицах. Только там, в "методичке", а в игре весом в 30 гигабайт места для раскрытия характеров не нашлось.
За перевод текста спасибо Драконке. В комментариях на ffforever кто-то высказывал сомнения, стоил ли того труд. Стоил. Какой бы ни была игра, информация о ней должна быть полной.
от геймплея: что по мере роста кристалла каждый будет выучивать что-то особенное, свойственное только ему.
Что касается атак, то ничего отличительного друг от друга у героев не будет. Каждый согласно профессии учит одно и то же. Просто если поначалу Хоуп, в отличие от Саджа, не знает Haste, то выучит его на следующем этапе развития. То есть по структуре навыков все одинаковые как муравьи. Есть одно исключение - Сноу. Как Ravager он знает все, кроме огня и молнии. Атакует только водой, аэро и льдом. Ванилла, кстати, знает все, но автоматически будет воздействовать на врага либо огнем, либо молнией.
Играешь и понимаешь, что это тебе не шестерка, где смотришь на тех же Сабина и Цияна и думаешь "давай парень, у тебя масса возможностей, покажи мне их". И не семерка, где они все изначально разные по направлению и у каждого куча индивидуальных лимитов. И я так могу перечислить все игры вплоть до двенадцатой. На счет нее можно возразить, что там тоже развивай кому и что хочешь. Да, если вы играете не в Zodiac Job Systems - ту самую версию, которую не стали дожидаться и выкинули на прилавок обычную. К тому же в ней у каждого персонажа есть три аналога лимита. В тринадцатой есть только эйдолоны. Красочные, фапабельные, если мы говорим о Шиве или Ванилле на Гекантохейре и не особо нужные.
Когда я говорил это бете, мне справедливо заметили, что в той же любимой пятерке у всех одинаковый набор профессий. Да, можно хоть всю команду монками сделать, но у каждого в меню будет еще одна строчка, где возможно поставить любое ранее освоенное умение от другой профессии. И к тому же... пятая вышла в 1992 году, а тринадцатая в 2009. От будущего ожидаешь развития, но никак не регресса.
Мне вообще кажется, что чем выше технические возможности, тем больше расслабляются разработчики. Это как в современном кино. Сюжета уже нет, но есть спецэффекты и дрочибельные герои. Это раньше нужно было думать, как до игрока донести эмоциональное напряжение момента. В кино в таком случае помогала игра актеров, талант оператора и сопровождающая эпизод музыка, в игре также способствовал саундтрек. Я считаю замечательным ходом, когда во второй на соблазнение ламии за смущение Фириона играл отрывок из "Лебединого озера". Ведь лучше и не передашь.
Вся музыка тринадцатой плюс красочный и эпичный эндинг не стоят одной мелодии Теры. Расхваленная графика? Я думаю, каждый помнит, что когда вовлекаешься в игровой процесс, то все огрехи графики воображение исправляет самостоятельно.
Мухи отдельно, котлеты отдельно.
В игре все отдельно. Сюжет отдельно, монстры отдельно, боевая система тоже отдельно.
По сюжету герои довольно быстро разбредаются по парам. Так Лайтнинг приключается с Хоупом, Ванилла с Саджем. Фанг пока уволокла Сноу и не покажется еще долго.
Монстры - это твари с запредельным количеством хп, их нужно выбивать в стаггер. Их нужно положить быстро и тогда битву оценят в пять звезд. Теперь еще раз: команда из двух человек и сильный монстр с количеством хп, которое перекрывает линейки жизней всех боссов ранних финалок. Врага надо оглушить (это и есть стаггер), чтобы быстрее его добить. Линейка стаггера заполняется действиями коммандера и рэведжера, а когда собственная жизнь висит на волоске, быстро переключаться между профессиями и лечиться. Кстати, смена происходит в реальном времени, то есть вашего полудохлого персонажа могут добить окончательно. Если это лидер партии - геймовер. Причем монстр чаще всего атакует сразу двоих, а лечить может только один, второй только подкидывать potion'ы. Значит во избежание частого геймовера придется ставить комм/рев и медика. В результате чего бой затягивается в среднем на 10-15 мин. Какая динамичность. Причем за лидера можно только жать кнопки действия, либо менять парадигмы (сочетания профессий). Бегать от врага или хоть как-то уклониться, как в той же двенадцатой, не получится. И они еще говорили, что хотели уйти от линейного боя.
На одной из локаций про врагов прямо трогательная памятка, что положить их можно, но они сильные и медлительные. Вы лучше не вступайте с ними в битву, оббегайте, пока не заметили...
Вопрос, зачем их тогда сделали? Чтобы персонажи их оббегали? Это не специальная область с заданием пройти незамеченным между хищниками и по возможности не вступать в бой. Это просто уровень с сильными врагами. По сюжету вполне можно было обойтись и без них. Опять же, я знаю только две финалки, где можно, даже следуя сюжету, нарваться на гадину и преждевременно закончить игру, но это FFI (1987) и FFII (1988).
Битвы с эйдолонами, боссами или просто обязательные - нет слов. В них закидывает сразу из роликов, без возможности зайти в меню, выбрать персонажей и хоть как-то их подготовить.
Так однажды я внезапно оказался в бою, причем в команде из одних женщин. Ах, какие же восхитительные эмоции я испытал, когда увидел, что за сентинела у меня Ванилла.
Есть только один способ борьбы с этим произволом - нужно на паузе выйти из битвы, настроить все под себя и только потом заново сунуться к боссу.
Я могу опустить свои эмоции, что для меня побег из битвы, как бы он не назывался, это все равно побег и он приравнивается к проигрышу. Я нарочно такого никогда не делал даже в четверке, где враги в данженах довольно частые и нудные. Но почему нельзя было сделать выбор настроек перед битвой?
Чем дальше в игру, тем более лютыми становятся боссы. Про которых в прохождениях говорится "вы не волнуйтесь, их мало кто с первого раза забивает". То есть игрок, у которого сначала все легко до автоматики, а значит он вряд ли научился располагать ресурсами своего персонажа, теперь должен как-то соображать, куда-то лезть смотреть как убивать монстра и т.д. А что он может прочитать по этому поводу? Чаще всего что-то типа "вы его не убьете с первого раза, но если предварительно вылить на себя такое-то средство, ускорение и т.д., то есть вполне реальный шанс". То есть как бы я ни старался и не прокачивался, шансы на победу все равно минимальны. Я его положу, если сбегу и упьюсь улучшайзерами.
Монстры не только отрастили себе здоровенные хп, но еще обзавелись одеждой. Зачем штаны Бегемоту? У него есть человеческие представления о стыде? Имена... ладно Сварог попался - это все-таки мифический персонаж. Но когда я прочитал "Митридат", увидел Сифакса и Зиновию...
Кто там из разработчиков открыл для себя историю Древнего мира и Римской политики в частности - закройте пожалуйста.
И от Римской Total War тоже отойдите на всякий случай.
Статусы.
Распространяются только на момент битвы. После победы все потравленные вновь здоровы. По этой причине большинство айтемов бесполезны. Например получаю я Star Pendant, который, как многие помнят, помогает против яда. Но в тринашке он помогает с вероятностью 10% на первом уровне. Чтобы улучшить показатель, его надо развивать. И в полностью прокаченном состоянии он может начать защищать лучше на 25-50%. Только в бою все равно потравят, вылечишься эсуной или само пройдет от времени, или после боя. Смысл развивать? И так с каждым предметом.
Перед последним боем решил посмотреть, что гайд по нему советует. А там было прекрасное: наденьте на Лайтнинг Cherub`s Crown (помогает от Doom, которым кидается босс), но... корона первого уровня и естественно, ни от чего не спасет. Не спасет, даже если прокачать до 60%. Так что Дайсли и его последним формам неважно, на какой бок у вас там тюбетейка.
Последнего босса убивал в компании из Сноу - основной профессией взял Revanger, Фанг - Commando и Saboter, Ванилла - Medic.
1. Такой глупой развязки я не припомню со времен просмотра Сейлор Мун.
2. Буду убивать последнего еще раз, возьму медиком Хоупа.
Большинство выложенных на ютубе битв являются повторными. То есть геймер уже пробежался по всему сюжету, потом повыполнял миссии на Гран Пульсе - единственном открытом пространстве, подкачал хп (после последней битвы кристалл вырастает еще на один пункт) и проапгрейдил оружие. Так что все быстрые "пятизвездочные" битвы - не смотреть и учиться, а просто для галочки.
Что сказано про последний бой? Ну во-первых, как всегда: вы не волнуйтесь, с первого раза его еще никто не убивал. Далее посоветуют надеть корону на лидера во избежание Doom`а и вообще взять с собой Ваниллу.
1) убить его сразу возможно, но я перед этим выполнил еще где-то 45 миссий. То есть у меня было время развить им вообще все профессии и поделать оружие.
2) корона не поможет. Единственное, что помогает - это предметы, увеличивающие HP (последний из них Adamant Bangle). Если такой хорошо развить, то сойдет и Хоуп (у него до последнего очень маленькая жизнь. Еще меньше получается только у Саджа)
3) советующие Ваниллу-медика забывают добавить, что управлять обязательно нужно ею. Потому что если за нее играет AI (игроку доступно выбирать команды только за лидера), она будет тормозить. Большинство отрицательных статусов с героев пропадет только от времени, она же будет только восполнять хп, плюс мне она не воскрешала павших, хотя могла. Кстати именно она умудрилась тогда пять раз сдохнуть. Когда становилось совсем тоскливо, то мои силовики - Сноу и Фанг - временно переквалифицировались в медиков, воскрешали Ваниллу phoenix down'ом и поправляли всем здоровье.
Может быть она действительно незаменима, если играть за нее, но кому захочется всю последнюю баталию стоять в сторонке, лечить и лишь изредка принимать участие?
В общем, после просмотра последних катсцен и ликвидации босса остался только один вопрос "Что это было?"
Можно сказать, что по поводу Лайтнинг разработчики не особенно скрывали, чью физио они взяли за основу и вообще даже можно придумать, что FFXIII сделана в первую очередь для фанатов семерки.
1. Не для фанатов, а для фэндома семерки - это не тождественно.
2. Для фанатов-геймеров старых серий была выпущена FFIX. Просто почувствуйте разницу.
Возрастной порог игры.
Почти смешно читать, как разработчики оправдывают свою игру тем, что она для подростков. Я не знаю, насколько все плохо в Японии, но я вот как-то смотрел и не замечал, чтобы кто-нибудь из подростков чего-то не понимал в ранних финалках, что они казались им слишком взрослыми и скучными. Видел претензии к двенадцатой, но также видел и молодых людей, полностью довольных ею. В третьей вообще за детишек играют, кто-нибудь считает эту игру детской и недостойной внимания? Сильно это волновало, или в первую очередь интересовались героями, геймплеем, историей и миром игры? Год назад в транспорте два паренька забыли свои разговоры и через плечо наблюдали за моими приключениями в FFVI. Двухмерные чибишные спрайты поколение ЕГЭ не останавливали.
Легкая в самом начале, неоправданно трудная в середине, битвы, из которых нужно выходить, чтобы сделать нужные настройки, отсутствие карты мира, нераскрытые персонажи, сейлормунистый эндинг. Игра? Да нет игры. Сквер впервые в жизни сделал фэндом. Видеоряд красив и позволяет делать хорошие клипы. Клипы можно совмещать с вырезками из AC. Герои фапабельны, их можно долго и вкусно спаривать, обсуждать DLC, как в случае с XIII-2. Это дрочево для глаз. Игры там нет.
это невозможно, проясняется в голове лишь к 25-30часам этого сумасшествия
я неточно выразился - игры, а не сюжета.
до этого был просмотрен синематик, поэтому все диалоги проматывались.